Православие и гомеопатия, взгляд, отношение и роль церкви в истории развития метода в России | Классическая гомеопатия - метод и практика

Классическая гомеопатия — метод и практика

Что такое гомеопатия? Понимание принципов гомеопатии, как метода лечения. Видео, материалы, статьи и исследования.

Об особой роли, которую православное духовенство сыграло на рубеже XIX и XX веков в укреплении и распространении го­меопатии в Российской империи.

Православное духовенство, сыграло огромную роль в проникновении гомеопатии во все круги российского общества. Пиком успешной деятельно­сти Общества последователей гомеопатии стало строительство небольшой больницы в память убитого народовольцами в 1881 году царя Александра II. Это был чисто российский феномен. Во многих странах го­меопаты обращались к помощи духовенства, но только в Рос­сийской империи они получили активную его поддержку на всех уровнях. Представители высокопоставленного черного (монашествующего) духовенства входили в общества после­дователей гомеопатии, принимали участие в сборе пожертво­ваний на нужды этих обществ и различные проекты (немало российских священников пожертвовали деньги на возведение памятника над могилой Ганемана на парижском кладбище Пер-Лашез), освящали открытие аптек и лечебниц, а также поощряли своих низших белых (немонашествующих) собра­тьев, особенно в деревнях, помогать больным безвредными и эффективными гомеопатическими лекарствами. Число таких священников-гомеопатов составляло, вероятно, тысячи чело­век по всей России. Среди наиболее известных и почитаемых духовных лиц того времени, которые либо энергично помогали гомеопатам, либо лечили гомеопатическими лекарствами сами, можно отметить св. Иоанна Кронштадтского (1829-1908), св. Феофана Затворни­ка (1815-1895), митрополита Серафима Чичагова (1856-1937).

Самым курьезным, но и показательным явился опыт православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря Вениамину. Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были оснащены даже индивидуальными аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 г. Комитет Православного миссионерского общества признал роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство, так как местные жители, несмотря на успехи Буддийских лам в медицине, были поражены результатом гомеопатического лечения у православных священников.
Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но другая разворачивалась уже не на окраинах империи, а в самой российской глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы, сделав ее поистине народной медициной. Эти скромные труженники на ниве Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней. Во многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в системе медицины земской, которая у современного человека ассоциируется исключительно с интеллигентным лицом Антона Павловича Чехова. На деле же земская медицина зачастую оборачивалась к бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах России квалифицированная врачебная помощь была вообще практически недоступна (земства не имели средств для содержания врачей).
В 1880-е годы священники-гомеопаты начали активно печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о своих опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное священником Дмитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество): «11 сентября 1886 г, меня пригласили к больной женщине для «прощального напутствия», Пациентка оказалась роженицей» и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и идиотизм местных сельских старух» в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали. Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и общая слабость женщины указывали на Secale cornutum. Я назначил частые приемы этого средства». После приема препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка. Лично у автора образ этого батюшки вызывает искреннее восхищение, а ведь он был не одинок. В 80-е годы Святейшим Синодом была даже предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая изучение гомеопатического метода. В 1890 г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости» (напомним, обязательное к подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило на правах брошюры специальное приложение «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. После публикации резко возросло число священников-гомеопатов. В конце столетия многие священники и епископы были активными деятелями гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным.
Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препараты получали одна тысяча сто семьдесят два священника! Учитывая, что по России насчитывалось 16 специализированных аптек, мы получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи священников были также подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.

В России многие святые отцы благословляли занятие гомеопатией. Среди них архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. Амвросий Оптинский, св. Игнатий Брянчанинов и др.

Одним из самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение св. праведного Иоанна Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом. Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств.

Св. И. Кронштадтский: На открытии и освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге, в 1892 году, Отец Иоанн Кронштадтский сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к врачеванию негодующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевания подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил на все века дальнейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединённых с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания «подобного подобным». Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при Ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».

Не обошел вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого столетия — святитель Феофан затворник. В письмах духовным чадам он советовал обращаться к гомеопатам, ибо те «не пасуют перед болью». Интересно отметить также, что между гомеопатическими обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в исповедании разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и религиозных идеалов. В то время как гомеопатические общества имели выраженный консервативно-монархический оттенок и были практически православными по духу (во многом благодаря влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по отношению к государству и Церкви.

Вспомним и о священномученике Серафиме (Чичагове), который мало того, что был гомеопатом, он еще и разработал совершенно самобытную гомеопатическую систему, до сих пор с успехом применящуюся его последователями.

Св. И. Брянчанинову традиция приписывает самый первый перевод главного труда Ганемана («Органон») с немецкого языка на русский.
А тот факт, что он лечил гомеопатией – общепризнан его современниками. Святитель Игнатий (Брянчанинов), находясь на покое (пенсии) в Николо-Бабаевском монастыре, расположенном на границе Ярославской и Костромской губерний, принимал болящих, назначая гомеопатическое лечение, которое было очень успешным. Через три года прием больных был прекращен из-за все увеличивающегося числа стремящихся за помощью к владыке и невозможности их всех принять.
(Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. — М.: Изд. Им. свт. Игнатия Ставропольского, 2002.)

«Л.М.Чичагов широко практиковал в Петербурге. Число своих пациентов он сам определил цифрой 20000.
Незадолго до издания своих «Медицинских бесед» Л.М.Чичагов выпустил брошюру духовного содержания «Что служит основанием каждой науки?» [13 ], где в предисловии пишет, что на «этот вопрос не все ученые ответят тотчас же и одинаково… Между тем ответ должен был бы быть у всех один и тот же, неопровержимый уже по своей простоте: основой служит религия… Разбирая, в чем заключается истина, приводя библейские изречения и евангельские факты, — я хочу этим объяснить всем только тот путь, которым и должна бы идти медицина для достижения совершенства и указать на этот путь, как на приведший меня к познанию медицинских истин. Создав особую систему лечения и прилагая ее уже много лет с успехом в своей практике, я желал бы доказать, что медицина, как наука, более других необходима людям, как помощь и облегчение в их страданиях, должна и более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной самим Творцом на пользу человечества — не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека… Чувствую себя сильным и правым, служа науке, в основе которой лежит религия, и взяв в помощницы природу, а так же поставив себе целью общую пользу страждущего человечества, которой я всецело себя посвятил» [14 ].»

В 1892 году, за несколько месяцев до принятия им священнического сана, он издает двухтомные «Медицинские беседы», по сути являющиеся руководством по гомеопатии, точнее – руководством по авторскому гомеопатическому методу.

«Я утверждаю также, что кроме гомеопатического закона подобия не существует другого руководящего принципа действия лекарств. Некоторые системы, как, например, аллопатия, применяют его безотчётно, инстинктивно, не желая вникнуть в причину своих действий и объясняя всё лишь опытом, но, положительно, это упрямство с предвзятою целью».
«Большинство моих специфических средств имеют динамическое действие. Преимущества гомеопатии в том и заключаются, что она применяется только посредством динамического действия лекарства» (т. 1. стр. 640).

Весь второй том этой книги посвящен практическому применению гомеопатической системы митрополита Серафима (Чичагова) и ее описанию, описанию гомеопатическоих препаратов, которые он использовал.

Однако же в этой же книги священномученик пишет и следующее: «Вражда и преследование — это главные награды, благодарность некоторых больных — это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые немыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остаётся одно; молчать, терпеть, и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением; выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью в болезнях и не станут кланяться тому же человеку, которого несколько дней тому назад бранили».

Кстати, если быть точным, то гомеопатическое лечение куда ближе к Православию, нежели аллопатическое. Этот факт отмечал еще митрополит Серафим (Чичагов). При аллопатии как? Болит голова – принял анальгин. И все. Боль перестала ощущаться. Никаких забот и мыслей нет.
А в гомеопатии? Сначала рассказываешь о себе, о том, как жил, как живешь. Потом – где и как болит. Потом – получаешь препарат. И препарат для начала вызывает ОБОСТРЕНИЕ! Головная боль усиливается, пусть достаточно кратковременно — но усиливается. Потом, если препарат подобран правильно – начинают проявляться те болячки, которыми ты болел ранее. И только после этого – приходишь к относительному здоровью. Это очень нелегкий путь. И у больного есть время подумать, а все ли верно в его жизни?

В гомеопатической периодике того периода мы нередко встре­чаем статьи, написанные сельскими священниками, которые
рассказывают о том, как приобретя несколько лечебников и гомеопатическую аптечку, они смогли успешно лечить своих прихожан. В Белевском уезде Тульской губернии в течение не менее 16 лет (в 1871-1886 годах) на покупку гомеопатических
лекарств для священников, которые лечили ими крестьян, еже­годно выделялись деньги, и власти были вполне удовлетворены получаемыми результатами.

Благословляют врачей и болящих к применению гомеопатии духовники и старцы нашего времени такие, как: митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) и др. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в «Слове о малом доброделании» говорит: «Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарств, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни…» (Чёрная С. Митрополит Серафим (Чичагов) // Журнал Московской Патриархии. 1989. — № 2. — С. 13–18.)

Добавлю то, что говорит на эту же тему митрополит Сурожский Антоний:

«О.С. Но не значит ли это, что для врача, для наркоза, для целительных мер нет места в жизни верующего человека?
М.А. Нет, я думаю, что есть место; и то и другое должно быть применяемо. Если ты заболеваешь (не простудой, конечно, а чем-нибудь серьезным), ты можешь обратиться к Богу, поставить себя перед Его лицом, очиститься, причаститься святых Таин, попросить о том, чтобы тебя помазали святым елеем, и вместе с этим обратиться к врачу. Потому что Священное Писание (книга Сираха) нам говорит, что Бог создал и лекарства и врача, и порой в его руке исцеление наше. О том же самом говорит Серафим Саровский: надо обращаться к врачу, потому что это знак какой-то доли смирения. Нельзя сказать: «Я своими молитвами и своей полной отдачей Богу обеспечу свое здоровье». Можно сказать: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой» — и быть готовым к тому, что ты будешь и дальше болеть, и умрешь. Но если речь идет о исцелении — а порой надо бороться за здоровье и за силы, потому что у тебя задача, которую Бог тебе дал — в таком случае надо обратиться и к врачу, но не оставляя в стороне и духовное исцеление. То есть стоя перед Богом, знать, что останешься ли ты жив, будешь ли ты здоров или нет, в конечном итоге — в Его руке, и что ты хочешь только одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи».

Каким бы поверхностным ни был наш исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую Православную Церковь сравнивает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности ее духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.) понимают это, благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода. Очень интересные перспективы открываются в соотнесении основных принципов гомеопатии с христианской антропологией и даже сотериологией. Системная психофизиология с ее представлением об активном нейроне, реализующим свои метаболические потребности через информационный обмен с микросредой, также дает нам возможность по-новому взглянуть на принцип гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки зрения.

Источники:

«Гомеопатия в вопросах и ответах» Александра Котка. (рекомендуем к прочтению!)

«Православна ли гомеопатия?»Священник Антоний Ильин

Православие и гомеопатия.

24 декабря, 2019

Опубликовано : Для начинающих

Метки: , , , ,

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
28 просмотров 

Добавить комментарий